В визитах викингов в Париж в девятом веке не было ничего романтичного, но зато именно благодаря их набегам Париж стал столицей Франции.
В один ноябрьский день в 885 г. н. э. Епископ схватил распятие в руку, когда посмотрел из своего окна на Иль-де-Сите. Осмотрев чужеземцев, собирающихся далеко внизу на берегах Сены, он положил свой крест в валах и поднял лук и топор. Пролитие крови могло нарушить его обет священника, но это были особенные времена…
Это викинги вернулись в Париж.
Вряд ли это была первая поездка скандинавов в рыночный город, который стал «Городом огней». Сегодняшние туристы мало что знают о средневековых людях с севера, которые путешествовали повсюду – от Ньюфаундленда до Багдада.
Большинство людей в те дни жили и умирали в деревне, в которой они родились, но у викингов были огромные горизонты…
Береговая защита, построенная императором Карлом Великим, отражала подобные набеги, что принесло мир и процветание во внутренние речные поселения, такие как Париж. Но после его смерти в 814 году система обороны начала разрушаться вместе с Каролингской империей.
Впервые датчане напали на Париж в Пасхальное воскресенье в 845 году, когда викинг Рагнар руководил флотом из 120 кораблей и 4000 человек на реке Сене. После победы над войсками, присланными западно-франкским королем Карлом Лысым, люди Рагнара разграбили и заняли Париж, пока монарх, которому бросили вызов, не дал Викингам 7 000 фунтов серебра, чтобы они ушли.
Отражение набегов викингов, возможно, и не было главной проблемой для короля, но тем не менее эта проблема требовала принятия мер.
Чрезвычайно озабоченный защитой своего трона от жаждущих власти братьев и предотвращением узурпации мятежных обвинений его королевской власти, Чарльз Лысый неоднократно платил дань викингам за счёт повышения налогов для своих подданных.
Он надеялся, что деньги позволят решить проблему, и викинги исчезнут, но выплаты только поощряли новые набеги и подрывали его популярность среди его подданных, которых не только грабили и облагали налогом, чтобы принести пользу скандинавским захватчикам, но и которым запретили возводить укрепления.
Нападения викингов на Париж
Викинги разграбили Париж в 856 году и сожгли его снова пять лет спустя. Когда датчане вернулись в конце ноября 885 года, через восемь лет после смерти Карла Лысого, поселение было лучше подготовлено.
Два деревянных моста, которые связывали Иль-де-ла-Сите с обоими берегами Сены, препятствовали прохождению судов-рейдеров вверх по реке, а остров окружала вздымающаяся стена, построенная под наблюдением епископа Парижа Гаузелина.
Лидер викингов Зигфред прибыл в Париж, чтобы попросить Гаузелин о свободном проходе, чтобы ограбить сельские территории в обмен на освобождение города-крепости, но епископ отказал. На следующее утро викинги начали штурм Парижа с катапультами и тараном.
Даже епископ присоединился к парижанам, которые защищали свое поселение, выпуская стрелы из арбалетов и выливая на корабли викингов ведра с горящим маслом, смолой и воском.
Викингам было непривычно осаждать город, потому что мобильность была их ключом к успеху, но люди Зигфреда дождались зимы на берегах Сены и не атаковали снова вплоть до последнего дня января 886. Тогда они запустили три корабля в Гранд-Понт в неудачной попытке сжечь его.
Однако то, что викинги не могли сделать, природа сделала неделями позже, когда паводковые воды смыли Птити-Понт. Викинги наконец смогли продвинуться дальше вверх по течению, но продолжили осаду, поскольку голод и болезни уже унесли жизни многих парижан.
Только в октябре 886 года король Карл Толстый, новый правитель Западной Франции, отправил войска, чтобы положить конец почти годичной осаде Парижа. Но в конечном итоге король заплатил викингам 700 фунтов серебра и удовлетворил их первоначальное требование свободно передвигаться по Сене. Парижане чувствовали себя преданными своим правителем.
Распад империи
Хотя викинги никогда не захватывали Париж, почти годичная осада ознаменовала поворотный момент во французской истории. Неспособность короля защитить своих подданных ускорила упадок королевской власти и распад империи Карла Великого.
После того, как Карл Толстый был свергнут в ноябре 887 года, Западная Франция в конечном итоге выбрала Одо, графа Парижа, который возглавлял его доблестную оборону, своим новым королем. Царствование Одо привело к заметному снижению активности викингов в регионе, ведь новые оборонительные сооружения Парижа выдерживали случайные атаки, которые происходили в последующие годы.
Это героическое сопротивление дало западным франкам возможность объединиться и способствовало росту разочарования в системе правления Каролингов, которая, по их мнению, не способна была защитить страну.
Медленная реакция Карла Великого на освобождение Парижа – один из факторов, который через несколько лет способствовал окончательному распаду Каролингской империи и появлению Западной Франции в качестве королевства Франции.
Именно в это время стратегическое значение Парижа ясно раскрывается и отмечает его превращение в доминирующую державу на Западной Франции.
Посадив в осаду Париж, викинги приносят ему национальное достояние и придают престиж, который в конечном итоге делает его столицей Франции. Без осады, может быть, столицей был бы Руан, либо какой-нибудь другой город.